четверг, 10 марта 2016 г.

По следам литературного наследия: Окинчицы, Новый Свержень, Столбцы.


Течение времени и круговорот дел, все никак не пусками меня заняться историей о том, как мы начинали сезон (не верьте ни слову – банальная лень!)
Сезон поездок мы открывали в марте, т.к время, как обычно, безжалостно нас поджимало –организовали маленький, однодневный маршрут.




Итак, мы собрались… как обычно: подождали, (На этот раз Жору), заехали ко мне на работу – какой-то безголовый забыл распечатки с инфой. И...Выехали!
Первым пунктом интереса был дом-музей, где родился Якуб Колас, в деревне Окинчицы.


В Николаевщине расположен филиал музея Я. Коласа, который состоит из 4 мемориальных усадеб.
Смольня представляет собой литературно-мемориальный комплекс, который был бывшей усадьбой Мицкевичей, живших тут с 1910 года. На территории усадьбы расположены дом, колодец, хозяйственные постройки, липы, которые посадил сам Я. Колас.
Окинчицы представляют собой мемориальную усадьбу. В прошлом это был застенок, потом деревня. Тут с 1881 по 1883 жил отец Я. Коласа Михаил Казимирович Мицкевич с семьёй, здесь и родился будущий поэт.
Альбуть представляет собой мемориальную усадьбу, находящуюся в 5 километрах города Столбцы. Была бывшей лесничёвкой, где в 1890-1904 годах проживала семья Мицкевичей. Здесь прошло детство и юность Я. Коласа, отсюда он ходил в Николаевщинское народное училище, и здесь же написал свое первое стихотворение.
Ласток представляет собой мемориальную усадьбу, расположенную в 12 километрах от деревни Николаевщина. В Ластке прошло раннее детство Коласа. Дом сохранился, хозяйственные постройки восстановлены.
Добрались мы без приключений, чай ехать не долго. А вот с экскурсией возникли проблемки мы не могли дозвониться до смотрителя музея. После героических усилий и прогулке с поездкой на близлежащий выход к Неману,


Мы все же попали в музей.


Первое что нас спросили, есть ли у нас часок...И понеслось.
Вандроўнікі
Выходзіць сонца ў свой абход
Дарогаю спрадвечнай.
За днямі дні, за годам год
Плывуць у бесканечнасць.
Нясуць яны з сабой і нас,
Як шчэпкі ў хвалях сініх.
Пытаем мы сябе не раз,
Дзе плынь сваю запынім?
Бягуць жа хутка-хутка дні,
Праходзяць нашы весны,
I меркнуць ясныя агні —
Юнацтву не ўваскрэснуць!
У сонца свой абход і шлях,
I той шлях цяжка змераць.
Што наш? — Вайшоў праз дзверы ў гмах,
Ў другія выйшаў дзверы.
Ідзеш з развагай. Ціхі жаль
Атуліць недарэчы:
Не вечна ты на ўлонні хваль
Вандруеш, чалавеча!
В общей сложности бодрая бабушка, которая, как выяснилось, является племянницей Коласу «по мужику», вещала часа три, но наше внимание ни на секунду не расфокусировалось. Настолько занимателен и интересен был ее рассказ.


Собственно, чтобы понять – надо съездить туда, что Я ВАМ настоятельно советую =)
Следующим пунктом был Новый Свержень…

Про православие всего головного мозга писала не раз, и напишу еще много-много! Я, сейчас, не про религию, а про то, что бабло и стереотипы делает с людьми. А люди – с памятниками архитектуры…
Успенская церковь — памятник архитектуры барокко; основана в конце XVI в. и перестроена как униатский храм в начале XVII в. Интерьер в XIX в. был переделан. В плане — это однонефная однобашенная каменная постройка зального типа. Прямоугольный план завершается одной алтарной апсидой, также прямоугольного очертания. К апсиде с двух сторон примыкают невысокие приделы. В целом планировочное решение храма необычно просто и во многом напоминает деревянные храмы Беларуси. Перекрытие деревянное, плоское. Главный фасад церкви представлен высокой башенной композицией. Трехъярусная, квадратная в плане, монументальная башня-звонница увенчана фигурным барочным куполом-шлемом (XVIII в.). Со второго яруса башня расчленена по вертикали неглубокими вытянутыми нишами с циркульными завершениями. Вход в церковь со стороны бокового фасада.
И, мое любимое:
До

После
После всего этого расстройства, причитаний и улюлюкания (с нами был Лорд, поэтому еще и сдержанного, архитекторского мата), мы отправились через дорогу, в костел, который лишь слегка моложе:


Петропавловский костел — памятник архитектуры ренессанса, построенный в XVI в. Он представляет собой каменный однонефный храм зального типа с прямоугольным планом. Трансепты по бокам слабо выражены. Зато полуциркульная апсида сильно выдвинута за пределы основного объема. Перекрытие сводчатое с люнетами.
Архитектурно-художественный образ храма суров и монументален. Это достигнуто не столько скромной декорировкой, сколько сочетанием массивных и приземистых объемов башни, собственно храма и апсиды. Трехъярусная квадратная в плане башня-звонница внизу украшена контрфорсами, вверху завершается шатром со шпилем. Основание башни служит притвором храма; здесь же в толще стены расположена деревянная лестница, открывающая доступ на верхние ярусы.
Декор храма аскетичный и собран главным образом на башне, где второй ярус украшен простейшей аркадой с пилястрами, а третий — полуциркульными нишами.
Дальше по плану были Столбцы

Монументальным архитектурным сооружением является Анненская церковь — компактная постройка на холме на перекрестке улиц Советской и Гайдука. Ее безбашенный объем хорошо виден со многих улиц центральной части города. Постройка храма восходит к XIX в., когда он был заложен как костел. Этот памятник — пример простейшего однонефного храма с фасадами, решенными в традиционных приемах костельной архитектуры. 
до
(тут была война, но не настолько же)

После
Потом заехали на вокзал


В. Маяковский о станции: «Когда я ехал из Негорелого в Столбцы, я сразу отличил границу и то, что она польская, по многим и солидно закрученным колючим проволокам. Те, которые ещё не успели накрутить, лежали тут же, намотанные на длинные, кажется железные, катушки.
Здание станции Столбцы, и чистое видом, и белое цветом, сразу дало и Европу, и Польшу. Вот это забота, вот это стройка! Но сейчас же за Столбцами пошла опять рухлядина — длинные-длинные перегоны без жилья и крестьян и косые хаты…»
«Столбцы. Пограничный пункт. То, что называется „шикарное“ здание!» — отмечает В. Маяковский
тогда
Сейчас

А на вокзале прикольно… как будто время остановилось еще до 90х: Жора пытался купить сапоги резиновые, такие, по самое нихочу, а оказалось, что один сапог в магазине, а второй сапог, где-то на другой точке: «ну, за полчасика привезут».
Потом был перекус, решение кто и куда поедет, мы двинули домой, а остальная часть группы –смотреть еще один костел.

А сейчас немного лирики…

Такая вот весенняя прогулка, заставившая меня сделать то, что не смогла заставить школа: я прочитала «Новая зямля», и осталась совершенно довольна. Начала читать еще одно произведение беларуского автора, от которого упорно отнекивалась в школе. Странно; я, мои вкусы и предпочтения изменились не сильно. Может нам как-то не так, нам нашу литературу преподают!? 
Одно меня греет: Я верю, что Завтра Будет Лучше!