суббота, 25 июня 2016 г.

Июньская суббота или "по местам былой славы"

Пришло лето, а это значит, что пора закидывать пожитки в сумки и мчать навстречу новым-старым красотам нашей страны. Но это на словах просто звучит, на деле все оказалось чуть иначе. Мы долго сомневались куда ехать, старались впихать в маршрут как можно больше мест. Спорили по поводу ночевки, но жизнь и Жорина дача распорядились по-своему…



Мы наклепали однодневный маршрут и двинули в барановичиский р-н. Первым пунктом нашего маленького «путешествия» было местечко Ишкольдь

Достопримечательностью этого населенного пункта является костел Пресвятой Троицы. Уникальный памятник каменного зодчества. Самый старый (не перестроенный) костел нашей страны. Он был построен до 1472 года. Со второй половины 16 века костел был отдан кальвинистам, в 17 веке — возвращен католикам. Построен костел в стиле готики. Из-за перестроек под кальвинийский собор, а потом вновь под костел, внешний и внутренний вид церкви отличается от изначального вида. Костел внесен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Побродив вокруг костела, и, как водится, в субботу, не попав внутрь, мы двинулись дальше.
Но далеко уехать не получилось – увидели развалину в кустах, ну и как обычно…


Следующим пунктом была деревня Полонечка, осмотр начали с костела.
Этот памятник ретроспективного художественного стиля, который был весьма популярен в костельном строительстве, импровизирует образцы архитектуры предшествующих столетий.Строительство прекрасного Юрьевского костела в неоготическом стиле с элементами модерна в 1899 году стало особой заслугой А. Радзивилла. Проект подготовил варшавский архитектор К.Войцеховский. Над центральным входом деревянного прямоугольного храма с двумя четырехгранными башнями, выступающими за общий периметр, находился треугольный фронтон с готическим окном-розой. Стрельчатые оконные проемы, размещенные тут же ступенчатые контрфорсы также были взяты из готики. Орган для костёла был изготовлен в 1897 году в Вильне. Особый интерес вызывает резной алтарь с семью иконами XVIII-XIX веков и коринфскими колонами. Две чугунные мемориальные доски в алтарной части свидетельствуют о том, что здесь находилась усыпальница Радзвиллов. Также ещё одной реликвия храма - верхняя литургическая одежда ксендза, сшитая из знаменитого слуцкого пояса.
Вот такое отношение к архитектуре меня греет и радует:
До
После
Собственно, не видела, что там было до, но сейчас это деревянное здание более чем внушительное. Внутрь, правда, удалось взглянуть только одним глазком, через замочную скважину. (но у нас есть интернет, так что вот )


Чтобы узнать расписание служб и как можно узнать о костеле побольше, мы заглянули в приходскую школу и расспросили сестру. Дальше нас ждала красота или уныние, тут уж смотря с какой стороны смотреть. Я не буду впадать в пространственный монолог о нашей реставрации. Я просто рада, что увидела это место таким,
А что там было, вполне дорисовывает мое воображение…в отличии от того, что из него могут сделать.
Строительство дворца в Полонечке началось во второй половине XVIII века по приказу Матея Радзивилла – известного композитора и драматурга, автора оперы "Агатка, или Приезд пана". Строили дворец по примеру виллы Тривулзино на озере Кома, которая находится недалеко от итальянского города Беладжио. Во внешнем оформлении дворца в Полонечке были использованы так называемые гермы – четырехгранные колонны, завершенные скульптурным изображением головы древнегреческого героя или философа. Эти колонны выделяют дворец среди прочих архитектурных памятников Беларуси и делают его уникальным – больше нигде на наших землях вы не найдете ничего подобного.

Похоже, что единственными полноправными владельцами дворцов и поместий в нашей стране были, есть и будут Аисты. 
Вот уж на самом деле символ Беларуси, не дать, не взять…


То, что на просторах интернета зовется «дворцом» в своем умирающем нутре сохранил досоветскую плитку, куски мраморной отделки и этаж для коммуникаций…


Дальше мимо мельницы, 


Вернее, того, что от нее осталось, мы двинули в соседнюю деревеньку смотреть ледовню.


Дальше наш путь лег в Вольно и, опять, костел…


Ну, то есть церковь, которая костел, который храм бразилиан, который костел, который церковь…
Троицкая церковь в деревне Вольно - один из немногочисленных сохраненных памятников архитектуры «виленского барокко». Построена в 1768 году как униатский базилианский костел. Монахи-базилиане с 1632 г. имели здесь Свято-Троицкий монастырь, который изначально строился благодаря финансированию подстолия новогрудского Криштофа Каменского и его жены Елены Друцкой-Горской. При базилианском монастыре существовала школа, в которой учился искусствовед, архитектор и скульптор Рафаил Слизень (1804-1881). С 1839 г. монастырь стал женским и существовал он до 1873 года, когда и был закрыт. Монахини были переведены в Минский Преображенский монастырь. В 1895 годухрам был переосвещен в православную церковь. Каменный монастырский корпус (не сохранился), хозяйственные постройки использовались минским монастырем. Кованый крест по центру здания - прекрасный образчик кузнечного мастерства белорусов. Церковь представляет собой каменную трехнефную, двухбашенную базилику с полукруглой апсидой, боковыми сакристиями и трансептами.
(а у нас все так)

Побродив по окрестностям, вдохновившись местным туалетом, и зайдя в магазин за мороженкой, мы двинулись дальше. Нас ждала усадьба в деревеньке Флерьяново. Она странная! я пришла к такому выводу еще дома, перелопачивая тонны статей в интернете… но на деле все оказалось, как обычно, по-другому.
Встретила нас усадьба сразу хозяевами и частью случайно услышанного разговора: «Да ну его, я лучше работать пойду!» Донеслось до нас со двора и хозяин удалился за угол. Нас встретила его жена Лариса Павловна, чуть позже к нам подошел сам Генрих Михайлович.


Нам показали фильм, поводили по комнатам, сводили к дубу, посаженному Ожешко, и, кажется, рассказали все-все…


О хозяине можно почитать здесь и здесь


Но однозначно, надо взять свою лучшую часть и посмотреть на единственный удобоваримый вариант старости!!! Дальше по плану была Грушевка, но в нее мы не поехали, решив, что времени уже многовато и нормально полазить мы не успеем. Поэтому заехали в снов, повздыхали:


Покушали и, как бы, поехали на Минск, но не смогли удержаться:
В конце 19 – нач. 20 вв. в усадьбе произошёл капитальный ремонт и окончательно утверждена её планировка. К имению были подведены мощёные, обсаженные липами (а чем же ещё!) аллеи, при въезде с дороги построена брама в неоготическом стиле, в широких боковых крыльях которой размещались конюшни. Напротив брамы стоял центральный усадебный дом, построенный ещё в конце 18 – начале 19 вв. и теперь также реконструированный в неоготическом стиле. Вход в дом был оформлен выступающей галереей с тремя стрельчатыми арками, которая образовывала на втором уровне широкий балкон. Внутри дома центральной комнатой традиционно являлся салон, от которого в правое крыло уходили другие салонные комнаты, а в левое – кабинеты. Были и другие комнаты, имевшие жилое и хозяйственное значение.По бокам усадебного дома, напротив друг друга стояли дом для прислуги и гостей (официна) и старинный амбар. Официна имела восемь комнат на двух этажах. На местном же кладбище в 19 веке появились две часовни-усыпальницы в стиле классицизма. Над дверями одной из них надпись на латыни: "Memoriae justorum" ("Память справедливым"?). Мне, к сожалению, так и не удалось узнать, кому посвящены эти сооружения. На кладбищенской ограде стоят цифры «1833» - может быть, эти часовни появились здесь тогда же?

То, что мы увидели несказанно порадовали меня и Жору: Два года прошло, но такой разницы мы никак не ожидали. Было понятно, что поместье выкупили. Однако, в разговоре с местным население выяснилось, что в этом году работы не ведут, а жаль!

Иногда мне так хочется жить, как большинство, не снимая розовых очков. Ездить в Мир, Несвиж, ходить в музеи и восхищаться величием панских родов, замками и поместьями, видеть красоту…
Но каждую свою вылазку мы наблюдаем изнанку вычурности Несвижского замка, то, что следует за такими реставрациями, какие прошли в Мире…И запустение, полное и безысходное запустение - мертва беларуская шляхта.

– Я, брат, ніколі нікому нічога ніякага...
– ...Ну, a калі што якое?
– Ну, a калі што якое, дык што ж тут такое, яно ўжо...