среда, 3 сентября 2014 г.

Костельные костелы Беларуси или 23.06 Сморгоньский р-н

Один дядя, опошляющий философию, сказал: «То, что случилось однажды может больше никогда не случится. Но то, что случилось дважды обязательно случится и в третий раз!»



Собственно, следуя этой нехитрой аксиоме, по привычке поездка планировалась криво и косо…То есть как, планировалась она достаточно долго и качественно, а вот собирались мы криво, ибо постоянно менялся список участников, мы определялись с необходимостью ползти на арт объект военного наследия СССР, впадали в разные грани утрирования душевных состояний и яро сражались с простудой.Окончательно определившись только в пятницу вечером, (Даша в виду благостного настроения снизошла до согласия), в субботу рано утром (чтоб вас всех за ногу) мы выехали!
Условный список мест был оговорен, историческая сводка залита на мою книжечку (страдания по утраченному телефону с таким удобным evernote омрачали меня отсутствием контактика целых 11 дней, и как я справилась!?), оговорена с погодой отсрочка от дождя и… настроение плавно переползало на планку боевого.
Начало нашей поездки было связано с делами, а первым пунктом развлекательных мероприятий оказался памятник солдатом первой мировой (которую я, спасибо дедушке в Крево, вполне успешно переименовала в царскую) войны.
Особо интересного, на мой взгляд, ничего там не было.

Однако меня немало порадовала беседка для отдыха водителей на гипотетической территории старого захоронения и мемориала…а чего бы и нет (этобеларусьдетка!)

Маня безжалостно покусали муравьи и, оправдываясь боязнью клещей и других ползающих кусючих я завоняла всю территорию, машину и в принципе лишила обоняния нашу боевую группу энтузиастов.(Как показало время не зря! Фобии надо лелеять и всячески им потакать, чтобы потом не впадать в припадки и истерики, но это уже другая история…)Дальше, продолжая тему царской войны, мы поехали на поиски немецких укреплений в лесах.


Попытка началась с общения Жоры с местной представительницей быта, и получения ценных указаний из серии «тудама». Дальше мы ползали по лесу, оврагам, окопам, постояли на заросшем бункере, 


убедили дядечку в том, что в дома мы не лазим, свистнули кукурузы… короче ничего ценного не нашли


Слегка опечаленные мы двинули дальше…На мой вопрос: «а там что за бетонная хрень?» Меня постебали по поводу немецкого туалета, а зря, между прочим!

А через метров 200 я узрела еще один «немецкий сортир»

Дальше мы двигались под лозунгом какая Кристина молодец!!!(а нехрен было надо мной стебаться!)И обсуждением возможности поездки да несколько дней и аренды усадьбы.Следующим пунктом нашей поездки были Жодишки.

Впервые упоминаются в письменных источниках 1511 года как замок и местечко, основанные Мордасом Мишковичем. В том же году Жодишкам были дарованы права на торги, корчмы и ярмарки привилием Сигизмунда I. В течение XVI века поселение сменило ряд владельцев. Ими были Заберезинские, Остиковичи, Кишки. Приблизительно в 1553 году Остиковичами был возведён костёл, а в конце XVI века Кишки построили кальвинистский собор. В XVII веке был построен костёл Святой Троицы с действующей при нём школой на средства нового владельца Иеронима Комара, до наших дней не сохранились. Со второй половины XVII века Жодишки стали принадлежать Мицкевичам. Барабара Мицкевич основала иезуитский монастырь и коллегиум, и передала им своё имение. В 1774 году Станислав Август Понятовский даровал поселению магдебургское право.
После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Жодишки отошли к Российской империи. В середине XIX — начале XX веков поселение относилось к Дуботовской волости Свенцянского уезда Виленской губернии. Во второй половине XIX века имение Жодишки было разделено на несколько владений. В 1859 году поселение насчитывало 39 дворов, 222 жителя, костёл, молитвенный дом, кирпичный завод и пивоварню. Во время Первой мировой войны Жодишки были оккупированы немецкими войсками. Поселение попеременно занимали то советские, то польские войска в течение советско-польской войны в 1918-20 годах. После Рижского договора с 1921 года в составе Вилейского повета Виленского воеводства Польши. В результате Польского похода Жодишки отошли к БССР. Во время Второй мировой войны, в течение трёх лет с июня 1941 года по июль 1944-го поселение было оккупировано войсками Третьего рейха.
Первым в этом славном городке у нас был старый Бровар, 


который во времена союза пытались перестроить под гостиницу и ресторан, попытка проводилась (толи не хватило денег, то ли лихие 90е вступили в свою силу), 


так или иначе разговор то и дело сползал на то, что эта красота выставлена на продажу по цене старенькой однушки в Минске. Общая картина впечатлила, потому, что даже запущенный пруд не мог испортить впечатление от этого великолепного здания.


Дальше мы переехали к водяной мельнице, которая оказалась мало того, что не работающей, так и недавно перестроенной.


В разговорах о знакомых и возможностях мы приблизились ко входу в местное отделение психиатрической больницы, составной частью которого является корпус бывшего иезуитского коллегиума, после используемого в качестве усадебного дома.


Ворота оказались открыты и нами было принято решение прогуляться по территории больницы.



Местная медсестра убедила нас, что все больные находятся в корпусе и на прогулку их никто не выпустит, а вот выпустят ли нас вопрос остался нерешенным…Погуляв по территории



Сфоткав административное здание, в качестве привета из сердца советской архитектуры,


Повздыхав на старый усадебный ледник 


и как обычно в разговорах о возвышенном вероятности остаться здесь на долго, и персональных скорбях по этому поводу. Мы направились в сад…
Неловко свернув от группки пациентов под предводительством молоденькой медсестры, двигающихся нам навстречу, мы произвели очередной акт хищения….
Вернее, наша вечно голодная училась летать, а мы удивлялись куда в нее столько влезет.


(По иронии судьбы яблоки, честно свистнутые у местных психов, благодаря рассеяности Даши остались у меня дома. ничего себе так компотик вышел^^) Возвращаясь к машине мы сделали петлю по городку 


и проводили в последний путь представителя местной фауны


(нет, я не злая! и нет, я люблю животных! просто эта тварь больно кусается! ахахахах я - серийная маньяк для насекомых...о, страх и ужас!)
Загрузившись в машину мы по навигатору двинули куда-то.что, собственно, является нашим стандартным маршрутом. По светлой и верной традиции увидев по дороге какой-то костел мы единогласно решили туда зарулить.


Мы оказались в деревне Михалишки в костеле была служба, поэтому мы решили минут 20 подождать и заглянуть в магазин. Дальше мы сидели на берегу Вилии, и отдыхали


Правда умиротворение продлилось не долго, ибо я узрела на Даше клеща,(я думаю, что никогда две субъективно ориентированные человеческие особи не были так близки друг к другу в плане структуры мышления:«А-А-А-А-А-А-А-КЛЕЩ!!!-А-А-А-А-А-А-А»
Ситуацию исправил Жора, который бесстрашно снял это животное с Даши, которая уже находилась на грани обморока.
Дальше наша истерика плавно перешла в тихую и мы, отдышавшись, пошли в костел святого Михаила Архангела.

Михалишки (деревня Островецкого района) известны монументальным памятником барокко — костелом августинцев. Храм был построен Пенсом в XVII вв.
Костел однонефный, двухбашенный. Стены раскрепованы плоскими нишами, окна имеют полуциркульные завершения. Отличается изяществом декорация интерьера, богато украшенного бело-голубыми барельефами из стукко, близкими убранству известного костела Петра и Павла в Вильнюсе. И это не случайно: архитектор Пенс работал над интерьером костела совместно с итальянским художником Перти — одним из авторов скульптурных композиций вильнюсского памятника.

После посещения сего великолепия по нашей компании, прокатилась волна истерического обливания остатками спреем от насекомых. (Равнодушным остался только Жора, хотя оно и понятно, посте трогательного общения с интернами в мае). Следующими по плану (Жоры с исчерпывающей аргументацией: «тебе понравится»). Были остатки усадебного комплекса остатки некогда богатой усадьбы встречали нас тем, что некогда были броваром.


А постройка самого дома впечатляла даже не смотря на разрушенное и невзрачное состояние: остатки стен и намек на полуподвальное помещение


Жора, ты же туда не полезе…. А, ну да… с кем говорю…Дальше виднелся старый пруд и обычное колхозное поле.


Все эти строения навевали печальные мысли о быстротечности времени, а нас ждал поселок Ворняны и, что не менее важно, обед^^

Ворняны (деревня в Островецком районе Гродненской области) впервые упоминается в 1492 г. С XVI в. поселение принадлежало старому шляхетскому роду Абрамовичей (Абрагамовичей), из которого вышли многие государственные и военные деятели, участники общественно-политического движения в Беларуси, Литве и Польше. Здесь родился и долгое время проживал известный просветитель и писатель Ян Абрамович, выпускник Падуанского университета, один из зачинателей движений реформации в Беларуси. В Ворнянах он основал кальвинский "сбор", школу и больницу, которые существовали до середины XVII в.
Большое строительство развернулось в Ворнянах в середине XVIII в. Создан обширный ансамбль главной площади (около 5 га) на основе идей регулярности в планировке и застройке. Площадь примыкает к основной улице деревни, являясь отрезком шоссе на Островец, и ориентирована своей главной осью на парк с водоемом. В отечественных и зарубежных источниках площадь всегда изображалась в виде растянутого прямоугольника. Однако последнее натурное обследование показало, что площадь ныне имеет форму трапеции, расширяющейся к парку. Ее протяженность по главной оси более 300 м. Такие внушительные размеры открытого пространства в центре поселения не имеют своего аналога в практике белорусского градостроительства XVIII—XIX вв.
Перекусить мы решили на островке, осмотрев за одно башню.


Перепрыгнув через поднятый мостик, мы только намылили лыжи на привал, как нас окликнул какой-то парень, до этого безмятежно ловящий рыбу с компанией ребят.
Выяснилось, что они ждут свадьбу, которая орендовала этот островпо этому нам нельзя остаться на обед.
(Факт того, что архитектурный объект является государственной собственностью, со свободным доступом никого, естественно, кроме нас, не волновало)
Слава поведал нам трогательную историю про “дом зачатия”, продемонстрировав внутреннее убранство исторической башенки, готического стиля начала XIX века.


На берегу "большой земли" оставив остров молодоженам, мы придавались поеданию бутербродов и истреблению слишком сладкого (ну откуда мне знать меру, я ж без сахара пью!) 
чая.
Параллельно обсуждая реальность обещанной нам свадьбыи причины появления кровати в историческом объекте.
Следующим на очереди был костел св. Юрия 1767-1770гг строительства.


На подходе нас приветствовала брама с умиротворяющей надписью «Бог это видит» .


ага, а на обратной стороне такая ни капли не угроза на родном и понятном языке «Бог за тобой следит».В костеле проходило венчание, поэтому мы туда особо не совались, 


а прогулялись вокруг, осмотрев дворик, где я вещала об особенностях крестного хода в католицизме


уж не чаяла, что эта инфа мне когда-нибудь пригодиться, время нас поджимало, а следующая очереди была деревня Гервяты.

Гервяты - деревня недалеко от границы Беларуси с Литвой. Представляет собой один из сохранившихся островков литовского населения в Беларуси, остаток тех времен, когда большая часть западной Беларуси и восточной Литвы была заселена смесью балтов и славян. Пожалуй это самая известная из литовских деревень в Беларуси, во многом благодаря местному костелу.
Гервятский костел входит в тройку самых высоких храмов Беларуси и, несомненно, является одним из самых лучших образцов неоготического стиля. Храм был построен в 1903 году, видимо, на месте деревянного костела 1526 года. Перед храмом стоят несколько деревянных крестов с богатой резьбой, что характерно для литовских храмов. Интерьер храма не поражает богатством, но отличается очень хорошо выдержанным стилем. Эстетическую завершенность Троицкому костелу придает дивный ландшафт вокруг с редкими декоративными растениями и фигурами апостолов.
Благодоря тому, что наша поездка выпала на суботний день, я узнала любопытную традицию деревенских ребятишек натягивать веревку перед свадебной машиной, опуская лишь за выкуп.
Троицкий костел поражал воображение.(Сколь я не люблю громкие слова и фразы, что буду предельна кратка:Красота этого места не может быть описана или рассказана. И видеть его нужно в живую!)


После вдохновенного брожения по парку, близ костела, мы перебрались на мостик, бросив по дороге взгляд на мельницу.


И стали собираться в путь – Нас ждал еще один занимательный костел.
Ведя беседы о роли треугольника в исторической символике,мы петляли по узкой проселочной дороге между полей и лесов,а навигатор упорно твердил нам, что ехать еще 5км…

Уточнив дорогу в первой попавшейся деревеньке, и,удивившись фатальному отсутствию связи, мы добрались до нужного места.


Местный парниша показал нам тропинку к костелу, Который не является особо старым – 
построен в 1929г, служба в котором проходит лишь раз в год.
И, перейдя мелкую речку, мы увидели тот самый костел…

В древние времена люди очень уважали деревья, особенно дубы. Считалось, что когда пройдёшь между двух дубов – очистишься. А в дубравах запрещалось даже веточку с земли поднимать, не говоря уже о том, чтобы отломать её от дерева, или срубить какой-нибудь дубок. В такие дубравы люди ходили молиться. Священная дубрава была когда-то и на месте этой деревни. Язычники здесь молились богам и хоронили покойников, над которыми насыпали курганы. В этой деревне осталось много таких курганов. А с приходом христианства над некоторыми из них были установлены кресты.

Ни видео ни фото, ни описания, ни пересказы даже приблизительно не могут передать атмосферу этого места, и накрывало каждого, но каждого по-своему…


я не буду рассказывать сказки, страшные и не очень,грустные и правдивые,не буду вдаваться в мифы и легенды и строить предположения,но это место выбило меня из колеи на неделю, по этому и запоздал отчет.
Дальше нашим миром правила собирающаяся гроза, а общая погодная картина этого дня навевала размышления на тему "нам разрешили посмотреть", но я обещала не рассказывать сказки...
Такая вот суббота по нетипичной стороне Родины и костелов...