четверг, 31 июля 2014 г.

Попытка №2: Шорсы, Любча, Делятичи, Вселюб...

Итак, по итогам прошлой поездки нами было договорено собраться еще раз в последние выходные июля и все же поселить такие места как Щорсы, Любча, Делятичи, Вселюб и Новогрудок.


Как люди серьезные и ответственные, мы даже собрались предварительно, чтобы обсудить план поездки, наметить маршрут и определить, сколько и чего нам надо в дорогу.

В назначенном месте в назначенное время меня забрал Жора, и мы поехали ждать вторую часть нашей группы, по пути выяснилось, что состав у нас остается 9 человек, но вот машины будет только две, вместо запланированных трех. Мы не расстроились, подождали немного, рассортировали вещи и все же выехали…
Ну как выехали, доехали до любимой заправки на выезде по брестскому направлению. Там ответственные за машины заправились, не ответственные тоже заправились, но уже едой. загрузились и все же поехали…
До городка Щорсы мы добирались как-то вяло пересчитывая улыбашки, которые изобилуют на брестской трассе, сонная я пыталась прочитать надыбанную про это местечко информацию
(на самом деле, послушав выступления других мне было стыдно… не пейте люди сангрию в ночь перед поездкой – голова будет бо-бо!!!) …


и вот, вспоминая дорогу и уже подпрыгивая от нетерпения на нечестно отвоеванном переднем пассажирском сидении мы все же въехали в Щорсы.

В 1770 г. Щорсовское имение являлось самым крупным в ВКЛ. В 70-х годах XVIII в. Иоахимом Хрептовичем была упразднена барщина и выделены крестьянам равные наделы земли. Сельчане переводились на чин - треть урожая зерновых и половину сена должны были отдавать в хозяйскую казну, но только живыми деньгами, а не натурой. Молодые люди сначала работали у хозяина, а по достижении 25 лет им выделялись «подъемные»: они получали дом, участок, корову. Контролем же всего этого становилась женитьба (ведь хозяйство должно прирастать).
И.Хрептович предоставил крестьянам право расселяться из деревень в отдельные усадьбы, работать на мануфактурах. В своем имении в Щорсах он открыл приходскую школу, в которой занимались более 20 крестьянских детей. Образование и свобода, которые он предоставил своим крестьянам в XVIII веке, принесли удивительные плоды: этнографы уже в ХIХ веке отмечали, что местное население резко выделялось среди остальных белорусов своей хозяйственностью, смекалистостью, интересом к искусству.
В имении также производили кирпич, дренажные трубы, костную муку для удобрения почвы. Здесь работали винокуренный завод, маслобойня, водяная лесопилка и три мельницы. Муку из этих мест купцы отправляли в российские города.
И.Хрептович изучал последние достижения сельскохозяйственной науки и, как пишут историки, лично обучал крестьян приемам хозяйствования. Но главное было в том, что он обеспечил им, как сказали бы сегодня, свободу предпринимательской деятельности.
В Щорсах изготавливали колеса, телеги. Известны были они свом пивом и хлебом (ячмень, овес, рожь продавали в Литву и Кенигсберг), причем хлеб ценился на 2-3 копейки выше биржевых цен. Сплавляли лес к Кенигсбергу. Тут впервые был введен севооборот. Был и семейный врач на каждую деревню, и своя аптека, а также аграрная школа. Уже в XIX веке это, можно сказать, был многоотраслевой агрокомбинат. На полях велись мелиоративные работы: гончарные дренажные трубы изготавливал собственный кирпичный завод. В производстве впервые применен замкнутый круг по переработке сырья (костная мука на удобрения). Пруды выполняли не только роль места отдыха, но и служили для разведения рыбы.
Начиная со 2-й половины XIX в. работы велись машинами: жатками, обычными и паровыми молотилками, стала появляться техника для уборки картофеля. На реке Неман была построена верфь, на которой изготавливали маленькие судна до 12 тыс. пудов - витины.
Славились Щорсы своими сырами, которые для них варили только швейцарские мастера. А спустя некоторое время, работая уже автономно и поставляя сыр в Петербург, сыровары закупали сырье только на щорсовских молочарнях.
Иоахим Хрептович также являлся основателем крупнейшей частной библиотеки в Восточной Европе в XVIII - нач. ХХ в. Библиотека размещалась на втором этаже дворца, построенного по проекту итальянских архитекторов Джузеппе Сакко и Карло Спампани, в родовом имении графов Хрептовичей в Щорсах. Собрание включало редкие даже для того времени издания и насчитывало, по мнению исследователей, более 15 тысяч экземпляров книг и документов.
В библиотеку приезжал последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. В разные годы здесь работали над своими трудами астроном Михаил Почобут, историки Игнат Данилович, Иоахим Лелевель, поэты Адам Мицкевич и Владислав Сырокомля, а функции библиотекарей исполняли поэты Ян Чечот и М.Вольский.
В 1913 г. библиотека была передана потомками Хрептовича на временное хранение в Киев, где находится и по настоящее время, и уже много лет идут разговоры о ее возвращении на родину.
Гуляя по руинам имения, трудно поверить, что когда-то пиво и хлеб из этих мест продавали в Кенигсберг, а местный сыр, изготовленный по рецептам швейцарских сыроделов, поставляли в Санкт-Петербург.


Встретили нас, как всегда, типовые застройки белорусских Агро городков и, конечно, церковь…


В субботу церковный двор оказался закрытым (мы грешным делом подумали: «а не по причине ли нашего прошлого визита…»), мы подумали и двинули дальше, знакомится с некогда крайне успешным имением Хрептовичей.


Для начала повидав дядюшку Щорса (в душе вот не знаю кто он такой)
Мы двинули на территорию современной школы, дабы осмотреть коптильню


После массового перелазыванья через дырку в ограде панского двора, удачно приспособленную ныне под школьный заборчик мы пошли осматривать остатки конюшен.


Кому-то не повезло, и группка людей стройной кучкой оттирала о траву совершенно не исторические продукты жизнедеятельности коняшек…

Потом мы осмотрели флигель, который оказался закрытым (но судя по тому, что видно в окошко, безжалостно изуродованным советским периодом эксплуатации), 


сунули нос в подвал… 


и под мою художественную брань на тему «все похерили» навострили ласты в сторону библиотеки, видневшейся далее…


Дальше мы с содроганием сердца и печалью в глазах ползали о останкам одной из богатейших библиотек ВКЛ, пытаясь и силясь отыскать следы былого величия…


В поисках обещанных подвалов основного дома мы обошли все пруды, придя к выводу о том, что дом должен бы быть в центре того, что некогда было парками.


Толи время уже подходило, толи мои размышления вслух
 о восхитительности слабо прожаренного стейка посодействовали, но объединённая команда из 9 человек, в духовном слиянии (а не пожрать ли нам) отправилась к месту стоянки... Там перекусив пловом и бутерами,
 запив все это дело стебным квасом с намеком на голубую овцу, 
в уже приподнятом настроении мы выехали по направлению к Любче,
 но следующей точкой стала Мурованка Хрептовичей...


Чтобы оценить грустную и угасающую красоту этого места там надо побывать...


Побродив там немного Жора вверил в мои, уже исходящие зудом загребущие ручки свою новую игрушку.
 Я же, окрылённая привалившим щастем умчалась на фотосессию места, которое тихо, но верно отвоевало себе уголок моего маленького маньячного сердца 
(я б упомянула душу, да судьба миловала – не положено мне) ... 

Осмотрев остатки некогда процветающего хозяйства, поразмышляв о вечном "а вот если бы", мы двинули в Любчу 


внутренне содрогаясь и надеясь хоть на этот раз увидеть не настолько ужасную реконструкцию.

Любчанский замок или, как его также называют замок Кишек и Радзивиллов, был построен на левом берегу реки Неман во второй половине XVI века в поселке Любча. Замок появился на рубеже двух эпох - готики и ренессанса и вобрал в себя черты обоих архитектурных стилей.
По инициативе влиятельного магната и вельможа Великого княжества Литовского Яна Кишка в 1581 году в Любче на насыпном холме площадью около 0.7 га был построен замок. Все его строения, за исключением одной каменной башни на въезде, были деревянными. Территория замка с трех сторон была очерчена рвом глубиной до 10 м, с четвертой же стороны его ограждали воды Немана.
В конце XVI века Николай Радзивилл стал новым владельцем замка. Князь решил его перестроить: появились три каменные башни и каменные внутренние постройки. Это позволило превратить замок в полноценную оборонительную крепость.
В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал талантливый полководец, Великий гетман литовский Януш Радзивилл, который прославился во время войны с казаками Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах. Однако войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни. После этого он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов.
С тех пор замок неоднократно менял владельцев. В XIX веке были снесены последние внутренние постройки. Вместо них, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики.
До наших дней из четырех башен, сложенных из кирпича и валунов, сохранились только две. В 1964 году при школе, занимавшей здание замка, был организован краеведческий музей.

Любча встретила нас клекотом аистов и брусчаткой, смущенно выглядывающей из-под слоя асфальта.


Выслушав повествование Влада о истории этого места мы двинули осматривать остатки Любчского замкового комплекса.


После общения с прохладной колодезной водой, мы осмотрели местную церковь, постоянно съезжая в разговоре на «покайся!»


 (так и напрашивались байки о стандартной пасхе в моем семействе, где три идиота стоя перед костелом, сквозь с трудом сдерживаемый ржач пытаются освятить яйца…а чуть что так: «получи п*ы окоянная!»), собственно с покаянием не вышло, роль экскурсовода перешла Жоре, 
и мы двинули куда-то, 
куда меня не особо интересовало, 
ибо было произнесено волшебное словосочетание:
 …и старое кладбище…
 мне этого хватило! ^^ 
(ничего не знаю, я - милая девочка, а патологическое обожание старых захоронений отнесем, пожалуй, к малым странностям, если закрыть глаза на все остальное…)

Жора пообщавшись с какой-то бабулькой (сори за цинизм), выглядевшей как скорая обитательница того самого кладбища,


 решил, что да ну его на хрен, и повез нас в Делятичи.



Там нас ожидала крайне старая церквушка и нечто, описываемое в интернетах как школа, панский дом, синагога и его чего-то, с нее, собственно и начали…


Прослушав вводный материал мы полезли в полуразрушенное от сырости здание…

А биологическая лаборантская оказалась даже лучше, чем мы смели ожидать!!!


Почесав репы, мы все же пришли к выводу, что жилой дом здесь имел место быть, однако вездесущими советами был перестроен и приспособлен под школу… что там с синагогой вопрос остался открытым…

После осмотра церкви и колокольни, 
прогулявшись все же по какому-никакому, а кладбищу

 

мы двинули на стоянку
 (Уже побывав на переезде через Неман, мы с Жорой предвкушали лица остальных... ну а что, мост как мост, что моста не видели-то)


Дальше были тщетные поиски стоянки на Березине, 
две раздавленные змеи, 
туча слепней и какое-то уныние.
 А еще зомбированная деревенька, 
где все жители провожали нас такими взглядам, 
будто к утру мы не жильцы (как будто они готовы самолично в нашем умерщвлении, собственно, поучаствовать О_о).

Исходя из отсутствия места на Березине было принято судьбоносное решение остановиться на Немане.


 А так же была найдена отличная полянка для стоянки и вывихнута нога (Кто отличился? Я отличился! Кто идиотка? я воздержусь от комментариев Т_Т…)

И оставив пожитки ребятам мы уехали за дровами… 
Жора и Влад активно проявляли свое мужское я, 


а я… я помогала из всех своих сил: 


скакала вокруг, фоткала и чего-то там трещала.

Картина по приезду была приятной и радующей глаз: палатки были установлены, кострище обкопано…лепота!


Дальше собственно говоря была ночевка с едой (уууу еда, нормальная еда!), пивом, песнями и байками.


В половине первого ночи три дебила, (что научно доказанным образом является движущей силой), отправились купаться в Неман, под звездами.

Я не буду говорить о том, как это было круто (никто ведь не удивился, что я была в числе троих? Нет? Странно…) никакие слова мира не способны передать ощущения, которые испытываешь плавая в Черной реке Беларуси, по поверхности которой стелется туман и где точка берега - лишь светящийся фонарик, а в свидетелях звезды и млечный путь…

Неудивительно, что дальше было мое хаотичное укутывание в байку, стук зубов и нытье по поводу холодных ночей. Плавно люди рассасывались по палаткам и у костра осталось 4 человека…

Последующие часа четыре можно кратко и всеобъемлюще описать так:
 смех, какие-то байки из жизни, фразы «дууй, дуй активнее, давай о, с огоньком», хохот, плавно перетекающий в геометрический ржач, 
а костер так и не разгорелся… Короче перебудили мы весь лагерь.

Я попыталась побыть гусеницей из Алисы в стране чудес (нашла ядерно сиреневенький спальник, и попыталась в него влезть стоя!), 
разбуженный продолжением ржача Жора уступил нам палатку с матрасом, моя идея переползти в нее не вылезая из спальника издохла на корню – практичная часть меня победила, рассудив, что на траве роса.

Еще раз всунув свои бренные мощи в спальник я вознамерилась поспать – не тут то было… я воочию увидела миниатюру «звезда в палатке» (кто знает, тот поймет ^^), не растерявшись устроила созвездие; Влад остался недоволен, и мы все же легли спать.

Хотела бы я сказать, что утро нас встретило солнцем, но не могу, 
ибо оно им нас провожало к Морфею. А вот проснулась я в бане, 
да, именно в баню превращается палатка под солнцем… поэтому мысль о текущей недалеко реке была так желанна… но Мы поели, собрались, 




отмыли с большего посуду 



и поехали к мосту на более-менее то, что можно назвать пляжем.
Еще раз подвернув больную ногу и искупавшись я была готова к новым подвигам. Под руководством нашего бессменного Георгия мы приехали куда-то, попялились на церковь 




и поехали во Вселюб. По дороге повтыкали на сиротливо стоящие останки очередной усадьбы, было решено, что инфу нароем попозжа. 




Под это дело вторая машина коллективно решила, что, ну в пень Новогрудок, и они едут на Минск, ну а мы… подумав, решили, что с таким раскладом рванем на Свитязь.

Во Вселюбе мы увидели стену, налево тоже стену, направо, опять стена… короче то, что когда-то было оградой усадьбы проползает по всему городку.



 Мы посмотрели костел, 



побродили по старому заросшему и развороченному кладбищу, 




не успев сделать «аххх» около усыпальницы О'Рурков, 



как я обнаружила выломанное окошечко

 и сунула туда свою любопытную моську. 
Склеп оказался, как это правильно выразиться-то, пустым!!!


 (какой толк от каплицы в которой нет покойников???, ну ладно была бы кладка, архитектура, а тут просто беленький сарайчик Т_Т)

После прогулки по кладбищу мы засунули нос в то, что когда-то было парком, походили по развалинам усадьбы, расстроились…



Конечно, она же так СЛУЧАЙНО сгорела…И переползли отдыхать в тенечек…


Обратная дорога проходила через Новогрудок, и я получила, можно сказать, заочную экскурсию.


Поворот на Свитязь мы как-то про*ехали, поэтому решили заехать на Птич… Как показала практика попытка припарковаться в воскресенье, когда на улице +30 около Птичи обречена на провал!
Решив, что во всем виновата карма мы уставшие, но довольные вернулись в родные пенаты…

P.S В нашей стране множество совершенно прекрасных мест, по этому во время обратной дороги мы уже прикидывали куда бы нам еще съездить… так что скучать не придется!!!

З.Ы а в Щорсах тема сисек не раскрыта^^