среда, 3 февраля 2016 г.

Холодная война и православие всего головного мозга... Сынковичи, Прозорово, Слоним и что-то еще...

Об этой поездке я должна была написать давным-давно...
Но все как-то не вышло: то руки не доходили, то мысли не собирались...
Итак, пожалуй, это первый раз, когда история не будет начинаться с умопомрачительного ожидания... мы только чуть-чуть опоздали =) собрались и выехали.




Ехать было долго, но вполне занимательно и весело с небольшой остановкой около Толяна и Коляна (помет лишь тот, кто знает) мы доехали до Сынкович...
Объектом нашего интереса являлась Церковь Святого Михаила

Деревня Сынковичи Зельвенского района Гродненской области известна уже не одно столетие. Ведь именно здесь находится старейший в Беларуси храм оборонного типа. Таких храмов в мире сохранилось всего три: в белорусских деревнях Сынковичи и Малое Можейково и в польском городе Супрасль. Из них только Сынковичский храм ни разу за всю историю не перестраивался и не разрушался. И даже помогал своим «братьям»: так, в своё время для реставрации Супрасльского храма поляки в Сынковичах закупали кирпич.Сынковичскую церковь не просто так именуют "храмом оборонного типа". На месте храма, в его стенах первоначально была крепость и только в 15 веке она была перестроена в церковь. В далеком 1276 году пруссы, выгнанные со своих земель крестоносцами, с разрешения польского князя Тройдена организовали на этих землях колонию и построили крепость. Пруссы уже были знакомы с романским и готическим стилями – они оба легко угадываются в архитектуре здания. Позже, в 1382 году, Витовтволею судьбы оказался на этих землях. Сбежав из плена Ягайлы, именно в стенах Сынковичской крепости Витовт нашёл приют. В благодарность за поддержку и укрытие князь выделил большую сумму денег для перестройки крепости в православный храм. В 1407 году храм был построен.Храм-крепость оправдывает своё название. Толщина стен – от полутора до двух метров, на втором этаже окна-машикули (по ним скатывали камни, лили кипяток и смолу на головы врагам) и окна-бойницы (для дальнего обзора и обстрела). Врагам у стен храма приходилось ой как несладко. Шло время. С 17 по 19 век владели храмом католики, однако после присоединения униатства к православию храм вновь становится православным. Стены храма никогда не перестраивались, менялась только крыша. Так, в 19 веке местный священник перекрыл крышу, сделал её высокой, гонтовой. Кстати, и сегодня слева от храма находится склеп, где похоронен этот священник вместе с женой и ребенком. В том же 19 веке была построена и колокольня перед храмом.Храм сильно пострадал в годы советской власти. В 1959 году был закрыт и 30 лет в его стенах находился колхозный склад. И только в 1991 году храм вернули верующим. Недолго думая, кто-то покрасил все стены храма модной тогда синей краской. И сейчас остатки краски ещё можно кое-где увидеть на стенах...
Встреив там полноценный рассвет, мы двинули в сторону бункера, судя по разговорам, свернули не туда, судя по тем же разговорам, это уже почти традиция
Где-то в промежутке культурно массовой программы, мы заезжали на базу "Лесное озеро", где собирались ночевать...
Оказывается, завтрак надо заказывать минимум за три дня! Но можно попариться в бане, до 10 вечера, а то в 10 горячую воду отключают. Но у "нас" отличные условия, а уж сервис...
Высадились мы посеред леса на милой такой полянке, перекусили, и полезли под холмик...
А дальше металл, метал, много-много ржавого металла и,


"Влад, не ори!!!" "Влад, не носись!!!" "Влад, не кидай ты эту сраную железяку!!!" "Влад, мать твою за ногу, аааа...черт, может, сам утопиться...." короче чудно провели время!
Вылазили централизовано, ловил нас самый, на мой взгляд, ответственный человек, нашего отделения дома душевнобольных идиотов.
Дальше было много всего, я так и не могу вспомнить всего, куда мы заезжали. Были церквушки, и дом священника, и какой-то костел...


но запомнился панский дом, памятник деревянного зодчества...
Не могу сказать ничего нового, опять разговоры про "засрали", "пидорасы","все просрали, а что не просрали отреставрировали, пидорасы!",и так по кругу =)

Усадьба «Богуденки» в поселке Порозово – является памятником архитектуры и истории конца XIX – начала XX века. Издревле имение принадлежало роду Бутовт-Анджейковичей, которое было построено его главой – Тадеушем Бутовт-Анджейковичем. Усадьба представляет собой большой деревянный жилой дом с многочисленными карнизами, башенками и хозяйственными постройками. Планируя отдых в Гродненской области, грех не посетить эту прекрасную усадьбу!
В советское время, а именно в 1937 году, строение было выкуплено жителями поселка Порозово, где впоследствии хотели организовать лечебное учреждение с жилищем для доктора. Однако советско-финская война, начавшаяся в 1939 году, внесла свои коррективы в планы горожан. Тем не менее, госпиталь к концу года был там все же размещен, и вплоть до 2002 года считался Порозовской горпоселковой больницей.
Кстати, усадьба имеет интересные легенды о происхождении своего названия. По одной из них, когда Адама и Еву изгнали из рая, они остановились на горе под березками, где ныне стоит дом, и вскрикнули: «Богу дзеньки, отсюда видно Порозово!». Так и прижилось. А есть еще и вторая легенда, согласно которой это имение было украдено одним паном у другого. И «воришка» от радости заголосил «Богу дзеньки!», что в переводе с польского означает «Спасибо Богу!». Так усадьба и стала называться – Богуденки.
Несмотря на все исторические события, особняк сохранился практически в изначальном виде. Усадьба выполнена в закопанском стиле – имеет высокую ломаную крышу и украшенные двухэтажными башнями боковые стены. В настоящее время строение постепенно разрушается из-за гниения. Невзирая на охрану государства, усадьба заброшена. Но интерес к ней у туристов только растет. Множество туристических организаций, предлагающих отдых в Беларуси, советуют посетить родовую усадьбу «Богуденки». Здесь имеется прекрасно сохранившаяся аллея из 23 деревьев, большинству из которых уже насчитывают почти 200 лет! Вся усадьба буквально утопает в душистых липах, кленах, дубах и ясенях! А одна из аллей ведет к заросшему озеру, которое располагается рядом с речкой Россь.

Дальше мы отправились на базу тоже, так еще экскурсия, в сердце беларуского савдепа...
Кто-то в баню, кто-то на еде, потом посиделки, подколки и много-много разговоров, короче выкинуть кровати - самый настоящий поход))))
Спать было холодно, нет, не так, спать было ХОЛОДНО! но мы выжили =)
Второй день у нас посвещался Слониму

Слоним — один из старейших городов Беларуси. В Ипатьевской летописи он упоминается под 1252 г., однако следы поселения относятся еще к XI в. На территории так называемого "Замчища" или "Замка" — древней части города — археологами обнаружены следы укрепленного городища, древнего замка и остатки деревянного и более позднего каменного дворца. Эти постройки сменяли одна другую в течение XII, XIV, XVI и XVIII вв., сохраняя при этом постоянное местоположение в плане города.
Исторически сложившаяся архитектурно-планировочная структура Слонима в XVIII в. определялась системой трех связанных друг с другом площадей: торговой, перед доминиканским костелом и у синагоги. В ориентации улиц отмечалось тяготение их к торговой площади, где располагались ратуша, купеческие лавки-ряды, жилые дома и мастерские ремесленников, культовые здания.
Историко-культурная зона современного Слонима на севере ограничена ул. Я. Купалы, на востоке — ул. Энгельса, на юге включает бывший мужской бернардинский монастырь и ограничена ул. Банковой и пер. Аптечным, на западе в нее входят бывшая синагога и бывший женский бернардинский монастырь. Архитектурное наследие зоны — памятники XVII—XVIII вв., планировка и определенные здания, представляющие интерес.
Сравнение архивного плана конца XVIII в. с современной схемой историко-культурной зоны подтверждает почти полную сохранность планировки, которая имеет нерегулярную естественно сложившуюся структуру. Унаследованы и планировочная схема трех площадей старого города, конфигурация большинства улиц, закрепленная каменной рядовой исторической застройкой.
Построенный в 1520 г. при князе Сапеге деревянный дворец с укреплениями использовался в 1631—1685 гг. для заседаний сеймиков Великого княжества Литовского. В 1768 г. по указанию нового владельца Слонима князя М. Огинского обветшавший дворец был разобран. На его месте в 70-х годах XVIII в. создается обширный архитектурный ансамбль. В него вошли: дворец, манеж, оранжерея, дома для придворных и гостей, типография, театр, хозяйственные постройки, парк.
Обширный одноэтажный дворец (116 комнат и зал) в плане был подобен букве П. Центральный корпус дворца каменный, а боковые флигели — деревянные. Наиболее богатые по внутреннему убранству помещения размещались в центральном корпусе, раскрытом в сторону парка и парадного двора. Достопримечательностью был "Зал богинь", пышно убранный в стиле рококо.
Около 1770 года в Слониме было заложено здание театра. Оно располагалось между дворцом и спрямленным рукавом реки Щары. Старые литературные источники свидетельствуют, что театр имел сцену, приспособленную для выступлений большого количества артистов и для театральных баталий конников. Канал использовался для водных феерий, и в этом случае парк служил естественным многоплановым декором спектакля.
Слава о придворном театре Огинского распространилась далеко за пределы Беларуси. В конце XVIII в. артисты Слонимского и Гродненского (А. Тызенгауза) театров, подаренные королю Станиславу Августу, составили основную труппу польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы, драматические актеры, крепостной хор и балет. Репертуар театра в основном складывался из балетных спектаклей, опер итальянских композиторов и авторских произведений Огинского... Музыкальное сопровождение спектаклей вела специальная капелла из крепостных музыкантов.
Известна была в XVIII в. и типография Огинских, где печатались книги, ноты. Слоним в это время стал культурным центром региона. Велико было и его экономическое значение. Уникальный для XVIII в. пятидесятитрехкилометровый канал Огинского, соединивший бассейны Балтийского и Черного морей, превратил город в важную торговую пристань на Щаре.
Строительство дворцовых построек в Слониме велось по проектам архитекторов Я. Боя, И. Мариано, К. Шильдхауза мастером паркостроения ле Раком. С начала XIX в. комплекс приходит в запустение и постепенно разрушается. Отдельные фрагменты дворца сохранились до конца 40-х годов, а затем были разобраны.
В монументальной архитектуре Слониха заметная роль принадлежит культовым зданиям. Некогда они входили в систему обороны города, а поэтому расположение их связано с основными площадями и улицами, переходящими в загородные дороги. Из восьми культовых каменных строений XVII—XVIII вв. до наших дней дошла лишь половина. Это — костелы и монастыри бернардинок и бернардинцев, костел св. Андрея, синагога.
К архитектурным достопримечательностям Слонима относится также каплица Доминика и группа старых жилых и гражданских построек в историческом центре. Рядовая жилая застройка XVIII—XIX вв. сосредоточена в районе площади Ленина. Она образует фрагменты, разнообразные по своей планировочной организации и архитектурному решению. Основная масса зданий старой части Слонима относится ко второй половине XIX — началу XX в. Для них в определенной мере характерна упрощенная орнаментальная обработка фасадов с использованием декоративных свойств кирпича. К постройкам в стиле модерн относятся здание банка (ул. Банковая), почты (ул. Маяковского) и другие, характеризующиеся разнообразием фасадных композиций и сочетанием различных отделочных материалов. Фрагменты старой рядовой застройки составляют значительную архитектурную среду современного Слонима, фиксируют его своеобразную и живописную планировочную структуру.
Посмотрели "чудесную",(скорее чудную), церковь с великолепными фотообоями. Вот только как выяснилось, это Спасо-Приображенский собор и он :
Православный Спасо-Преображенский собор - новейшая культовая постройка Слонима. Хоть он был построен совсем недавно, но имеет предысторию.
В 1635 году в Слониме по фундации Сапег появился костёл Божьего Тела, рядом с которым в 1650 г. вырос монастырь каноников латеранских. В середине XIX века монахов из монастыря выгнали, а костёл перестроили в православную церковь путём надстройки над основным объёмом купола. В 1963 г. церковь была взорвана, а в 2000-е её решили восстановить.
В восстановленном Спасо-Преображенском соборе с колокольней форму основного объёма и барочные фронтоны решили сохранить костёльные, а вот количество куполов увеличилось до пяти. Теперь собор представляет собой массивное каменное основание с пятью тонкими куполами, расположенными не по центру, а смещенными к алтарю.
Было
Раньше
В процессе
Тыдыц!!!
Повздыхали на православие всего головного мозга, и залипли на синагоге:
Строительство Слонимской синагоги было начато в 1642 году в стиле барокко. Как следует из исторических источников, она задумывалась и как важная часть оборонительной системы города. Возможно, этим можно было объяснить наличие мощных стен синагоги, надёжно скрывающих богатый и изысканный интерьер, насыщенный орнаментами. К числу единственного архитектурного излишества можно отнести наличие массивного барочного щита, расположенного на фасаде. Строительство синагоги было закончено в 1648 году, а в XVIII веке она была несколько перестроена, хотя часть первозданной лепнины и росписей сохранилась. Очень сильно пострадало здание во время нашествия Наполеона, хотя и было возрождено впоследствии в середине XIX века.Здание было возвращено возникшей в середине XVI века еврейской общине Слонима порядка восьми лет назад, что само по себе неопровержимо свидетельствует о желании сохранить культуру еврейского народа, его наследие, которое имеет богатую историю. Еврейская община в Слониме была одной из самых больших в Беларуси. В 1897 году подавляющая часть жителей города была евреями, а количество синагог в 80-е годы XIX века достигало 21. Перед первой мировой войной здесь были и талмуд-тора, и десятки хедер, и четыре еврейских училища. Что касается самой синагоги, она действовало до 1940 года. После второй мировой войны её здание использовалось в качестве склада, а в 2000 году было возвращено верующим.Но есть весьма серьёзная проблема – здание находится в ужасном состоянии, оно разрушается. И говорить в данном случае можно только о срочной реставрации, попытки которой уже предпринимались Комитетом по охране историко-культурного наследия Беларуси при непосредственной поддержке слонимчан-евреев, проживающих в Израиле. Но реставрация так и не была завершена, к сожалению. В итоге, состояние синагоги в 1997-1998 годах можно было оценивать уже как аварийное, а в 1998 году здесь «догадались» устроить туалет. В 2000 году часть здания и вовсе обрушилась.Радует то, что, в конечном итоге, здание синагоги, в 2001 году было передано в собственность Иудейского религиозного объединения в Беларуси. Но финансовых средств на реставрацию по-прежнему нет. 
как мне потом объяснили, была б она целая, мне бы туда было низзя


Было, почти, физически больно смотреть на ее состояние и отголоски былого величия...


Потом мы картинно посидели на лавочке под брамой очередного православного «ахх»

Было изначально
Маленько подправили
И пришла большая и грозная бездна, и появилась РПЦ

сейчас
цензурных слов в разговоре не было, вообще…

Существование Свято-Троицкой церкви относится к самым древним временам. Известно, что на месте нынешнего храма в XVI веке существовала деревянная православная церковь Святой Троицы. В ней находилась местночтимая икона преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. В день памяти этого Святого в Свято-Троицкой церкви совершалось торжественное богослужение, которое посещало множество богомольцев.
После заключения Брестской унии в 1596 году храм был отобран у православных и впоследствии разобран. На его месте в 1635-1645 годах из кирпича был построен костел, при котором в 1749 году был образован монастырь бернардинцев. Чтобы изладить из памяти православных христиан память о православных святынях, католическое духовенство пошло на такой шаг. Вместо богослужений в день памяти преподобного Антония Печерского, которые очень любил православный народ, в костеле стали совершаться торжественные службы по западному обряду в честь католического святого Антония Падуанского. В 1864 году бернардинский монастырь был упразднен.
В 1867 году здание костела было передано православным, в котором была устроена церковь в честь Святой Троицы. Тогда же было возрождено и празднование памяти преподобного Антония Печерского. В день его памяти, как и в старые времена, стали совершаться торжественные богослужения. Так в 1867 году богослужение совершил соборным чином настоятель Жировичского монастыря архимандрит Николай (Редутто), а в 1868 году находившийся на покое в Жировичском монастыре архиепископ Михаил (Голубович).
В годы Второй Речи Посполитой храм был передан римо-католикам и обращен в костел.
В годы Великой Отечественной войны храм вновь был передан православным и воостановлен как Свято-Троицкая церковь. В 2002 году храму дан статус собора.
Следующим пунктом был краеведческий музей, где все было очень интересно,


но не обошлось без троллинга экскурсовода *тема катакомб, в отличии от сисек, не раскрыта и это не дает нам покоя!!!
Уже на выезде заехали в еще один костел...

В 1490 году по инициативе короля Казимира IV Ягелло в Слониме было начато строительство деревянного католического храма, тремя годами позже его освятили. Храм был разрушен во время русско-польской войны 1654-1667 годов, после этого католические богослужения в Слониме проходили в небольшой часовне. В 1770 году было начато строительство большого каменного храма в стиле позднего виленского барокко, в 1775 году строительство было закончено, а храм освящён.В годы первой мировой войны церковь сильно пострадала, была восстановлена в послевоенные годы. После второй мировой войны Слоним оказался в составе СССР, храм был закрыт и использовался как соляной склад.
После распада СССР и восстановления католических структур в Белоруссии в начале 90-х годов церковь была возвращена католической общине. После длительной реставрации храм был повторно освящён в 1993 году.
В отдалении от исторического центра Слонима возвышается фарный костел Святого Андрея— шедевр архитектуры барокко.
Храм поражает гостей города богатством декоративной отделки и пластикой фасада. Основные элементы декора сосредоточены на главном фасаде.
Это — глубокие ниши и раскреповки, фигурный фронтон и слоистые пилястры.
Две башни, расположенные под углом к фасаду, акцентируют внимание на его пластическом построении. Архитектурное убранство интерьера несет черты рококо.

И дико расстроились, увидев стеклопакеты и штрабленые стены, для проведения звуковой системы и подключения микрофонов. Фрески,роспись - фигли, у них есть перфоратор...
Блин, все как у нас, в таких мыслях ехали домой.
Беларуские памятники делают нам огромную боль, все, что не уничтожили войны и советский период, дожирает беспощадная современность...
Ну и наша, великолепная и неподражаемая, реставрация.

а впереди еще много восхитительных мест, куда может просунуться наш любопытный нос....

З.Ы
Часть фоток стыбрена с инета, ибо я не могла иначе передать все "до и после" - все, что не подписано, то честно сперто.