воскресенье, 12 июля 2015 г.

Шепот камней или мое открытие сезона, Бегомль, Бобцы, Ушачи, Ореховна...

Пришло лето, а это значит пора возобновлять поездки. Собрались мы и….Да, чтоб оно так и было, а на самом деле…Кристина заканчивала курсы, писала диссер, занималась какой-то фигней, сидела без денег и, короче как-то не сложилось…
Но к концу июня звезды все же стали в правильный порядок, Жора предложил поездку в витебскую область и понеслось…




Главным в нашей поездке было посещение древней обсерватории, этакий белорусский вариант Стоунхэджа
Самый знаменитый каменный календарь древности – это всемирно известный Стоунхендж (в переводе с английского «висячие камни»), руины которого до сих пор украшают Солсберийскую равнину в Британии. Ось памятника была ориентирована на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Эта особенность считается самым главным свойством всего сооружения. Солнце, очевидно, было главным божеством тех древних британцев, которым принадлежит честь постройки Стоунхенджа. О том, что сооружение было храмом солнца, предполагали давно. Пытались даже увидеть описание Стоунхенджа в сообщении древнегреческого историка Диодора Сицилийского, писавшего около двух тысяч лет назад о таинственном сферическом храме Аполлона на некоем северном острове. Расчеты, проведенные с помощью ЭВМ, подтвердили не только связь местоположения камней Стоунхенджа с положениями Солнца, но и открыли связь храма с Луной (что, кстати, тоже предполагалось некоторыми специалистами: ведь в древней Европе Луна почиталась намного больше, чем Солнце, и поэтому даже счет времени вели не днями, а ночами). «Мы тщательно сравнили все числа. Сомнений не было. Основные и часто повторяющиеся направления Стоунхенджа указывали на Солнце и Луну», – пишет Дж. Хокинс.
Точно не зная маршрут, я на работе прикинула места, куда можно было бы заехать и, полностью удовлетворенная собой, поехала отсыпаться перед поездкой.
Утром за мной заехали, я немножко потеснила ребят (мое место свято и отвоёвано! =Р)
И мы выехали, ага, да, как же! Кто-то забыл выключить утюг, (мы прокляты!!! ПРОКЛЯТЫ!)
Поэтому, пока вторая машина возвращалась отключать злополучную технику, мы обреченно ныли, ожидая их на выезде в Логойском направлении.
Через час мы все же выехали…Вот теперь уже точно, понеслось!!!
Книжка Фрая была взята совершенно напрасно, оказавшись по правую руку от Жоры на меня напал тот самый словесный, и я самозабвенно вещала…
Первой точной стал городок Бегомль, вернее, мой комментарий «О! оленик…».


Мы развернулись и пошли смотреть, кормить, и даже гладить, (самые щедрые на батон, купленный Владом).


Однако, что-то мне подсказывает что мы такие не единственные,и животные смотрят на нас как на говно, хотя, о чем это я…


В шутках о бревнах, (отпусти меня, о чужая личная жизнь) и разговорах о прекрасном: бревенчатом домике на окраине стоянки


Мы отправились дальше. Нас интересовала церковь 1886г.

Бегомльская церковь всех Святых (Свято-Рождества-Богородицкая церковь) была возведена в 1886 году на месте униатского храма на деньги прихожан. Церковь Всех Святых – это уникальный памятник архитектуры русского ретроспективного стиля и церковного дойлидства, окутанный духом культуры Беларуси, который привлекает туристов со всей Беларуси, дает возможностью ощутить истинный Отдых в Беларуси.В начале 20 столетия храм был ограблен, снесена звонница, разломан иконостас, в следствие чего храм закрыли. Чуть позже, в послевоенные годы в здании церкви был размещен спиртзавод. В 1991 году храм вернули верующим, но так как денег на его реставрацию не было, то здание очень быстро пришло в негодность.Сейчас церковь находится практически в разрушенном состоянии: в правой стене образовался значительный пролом с обрушением кирпича, полностью обрушилась задняя стена. Сегодня ведется работа над проектом о восстановлении храма, который в настоящее время является охраняемым государством историческим памятником


Шильда есть, памятника фактически нет…


Ох уж, наша великая родина, что было разрушено – разворовали, а что сохранилось – разрушили реконструкцией. Каждый раз приезжая на такой объект, щемит сердце. (ну как же так, такая красота была ведь, да сплыла) Следующей остановкой была деревня Бабцы, где в лесу, около кладбища, (обычной деревенский погост, я осталась неудовлетворена) Из земли выросло порядка 26 каменных крестов.
Первые каменные изваяния, росшие неожиданно из земли, мы словили на подъезде к месту:
Жора днищем своего танка, А Виталя – бампером…Приехали, блин.
Пока никто не успел загнаться и расстроиться мы почапали смотреть кресты, подъедая землянику на древнем кладбище.
А когда на горизонте появился первый из желанных нами каменных гигантов, все уже были в более чем благодушном настроении, вот она, сила даров природы!


Жора ввел нас в суть дела, и мы гуськом пошли осматривать территорию.


Совсем недавно, в августе 2011 года, в Беларуси случилась уникальная находка: на одном маленьком кладбище нашлось сразу 26 каменных крестов. Невероятно, как много потребовалось времени, чтобы сделать такую находку в 21-м веке. А еще более невероятен тот факт, что в 21 веке, веке информационных технологий, про эти каменные кресты нам практически ничего не известно…
Крест – древний знак, который появился ещё задолго до появления христианства. Удивителен тем, что является результатом перехода от счетного мировосприятия к пространственному. Символизирует пересечение небесного и земного. Семантика сего знака настолько глубока и невероятна, что в силах заинтересовать даже безразличную к данной теме личность.
Символ креста использовали во всевозможных ритуалах преклонения невероятным силам природы, о чем свидетельствую раскопки во всех уголках мира: Европа, Индия, Сирия, Персия, Египет, Северная и Южная Америка!
Множественные каменные кресты, высеченные из ледниковых валунов, известны и на территории Беларуси. Для нашей страны они не редкость, поэтому вид этих, без сомнения величественных памятников истории, археологии, географии, художественной и духовной культуры, не вызывает порой подобающего восторга.
Однако, их большое скопление на достаточно маленькой площади выглядит феноменально, можно насладиться видом сосредоточенных на небольшой местности свыше 26 каменных крестов разной величины (от 30 см до 2 метров!).
Сложно сказать, каков их возраст, символом чего они являются, для чего они были возведены и т.д. Возможно это лишь надгробия такой формы. Но это ведь добавляет некоторой остроты, ибо всегда хочется увидеть нечто, в чем скрывается загадка, увидеть и попытаться разгадать.
Но и это не самое интересное. Первым, кто нашел кресты и донес их до общественности стал поэт Рыгор Барадулин. Возвращаясь в родные Ушачи, поэт заехал в Бабцы, про которые случайно узнал. Через несколько дней впечатления от увиденного вылилось в написание стиха:

У лесе, у зялёнай імжы

Затоеныя вякамі

Каменныя стынуць крыжы

З адсечанымі рукамі.

Калі багоў даўніны
Расьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнікі-рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Никакой более точной информации найдено не было, но некоторые символы периода язычества вполне сообщают верхнюю планку возраста. (не позже 15 века)

На иных же камнях, видны выбитые даты, проблема в том, что каждый из нашей группы видел собственную дату (и, почему-то 1998…. О_О)


Побродив и вдоволь нафотографировавшись, мы обнаружили совершенно другую сторону каменных сооружений.

В настоящее время кромлехом принято называть круги из камней. Эти камни могут быть как менгирами, так и просто большими валунами. Камни, составляющие кромлех, стоят отдельно друг от друга, при этом расстояние может быть от нескольких десятков сантиметров, до нескольких метров. Попадаются кромлехи из нескольких концентрических окружностей, либо вообще прямоугольные. Иногда в центре кромлехов находятся другие мегалитические сооружения – менгиры, дольмены и прочие. Название «кромлех» происходит от кельтского (а точнее валлийского) crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие). Кельты кромлехами называли сооружения, относящиеся сейчас к дольменам. А круги из камней назывались… stone circles. Так и назывались – «каменные круги»))) Поэтому, если вы вдруг на англоязычном сайте увидите фотографию дольмена, а подпись будет стоять «кромлех», - «не верьте глазам своим», - это на самом деле дольмен. Кромлехи, как и менгиры, распространены по всему миру. Самое известное мегалитическое сооружение, относящееся к кромлехам, – это Стоунхендж. Каково назначение кромлехов? – над этим вопросом можно медитировать очень долго, но раскрыть секрет помогут только древние. Мы же можем только предполагать, что это могли быть своеобразные храмы (особенно если в центре есть камень подобный алтарю), это могли быть древние обсерватории или даже университеты. Но некоторые каменные круги были лишь неким ограждением для искусственных холмов – курганы обкладывались камнями, чтобы предотвратить расползание земли.

Не знаю, но что больше походил найденный нами круг, на Кромлех или Лабиринт, какое предназначение имел, похоронное или обрядовое, но ясно одно: люди в этом месте живут оочень долго и эти камни молчат об истории более чем десяти вековой давности.


Я отчитала небольшую сводку об пантеоне Языческих Богов и о различиях в поклонении им.

Мы погрузились в машины и двинулись в Мосар. Вот только приехали в Мосар совсем другой.

С одной стороны, то, что Жора и планировал, с другой, совсем не то, что мы ожидали.



Но сильно не лукавствуя, и хорошо перекусив, мы отправились на осмотр местных ништяков.


Изучая старинную карту Полоцкого воеводства, я обнаружил пять поселений с названием Мосар. Это не славянское название, вероятнее всего происходит от слова на языке коми, обозначающем «лог» или «долину».Сегодня в Беларуси сохранилось два населённых пункта с таким названием. И до чего же разная у них судьба. Благодаря замечательному подвижнику и хозяйственнику ксёндзу Йозасу Бульке, Мосар в Глубокском районе широко известен не только в республике. Ежедневно комфортабельные автобусы привозят туда сотни туристов. Там действительно есть на что посмотреть.
А что же другой Мосар, в Ушачском районе? Оказывается, здесь тоже есть что увидеть. На окраине деревни сохранились руины Сретенской церкви, построенной в середине XIX века. После посещения их, на вопрос: «Были ли вы в Мосаре?», вы можете смело уточнять: «В каком именно?».
Церковь стоит немного в стороне от села на возвышенности. У здания полностью отсутствует крыша и балки перекрытия. По периметру сохранились декоративные украшения: пилястры, резные каменные наличники и карнизы.

Здание постепенно ветшает и разрушается. Попыток восстановить памятник архитектуры XIX века не делалось. Очевидно, есть большие сомнения в целесообразности этого.



Осмотрев унылые руины было принято решение в второй Мосар не ехать, ибо тогда накроется главный пункт поездки. Поэтому мы двинули сразу туда.


Первооткрывателем этого комплекса камней можно считать Э. Левкова в 1987 г. Геологическая экспедиция стояла неподалеку от д. Гомель, когда от одного из ее участников - В. Винокурова - были получены сведения, что недалеко от Бикульнич странно лежат камни. Именно тогда и родилось предположение, что камни были каким-то образом ориентированы. Первые же исследования показали - бока фигуры ориентированы по направлениям света, таким образом, что открытая часть буквы смотрела на северо-запад. Туда же, по азимуту примерно 320 °, были направлены боковые черточки "П". Рядом вырисовалась еще одна буква, напоминающая современную "У". Щель между двумя самыми крупными камнями из данного скопления смотрела туда же - на северо-запад… Урочище "Камяни" до сих пор хранит в себе множество загадок. Измерения и расчеты, выполненные Владимиром Ларионовым, астрономом, научным консультантом "Беларускай энцыклапедыі" в 1996 году, а также минскими и витебскими любителями астрономии, позволили предположить, что эта обсерватория использовалась в дохристианский (и более поздний) период для определения самой короткой ночи и наступления самого длинного дня в году - начала астрономического лета. В честь этого события, известного как летнее солнцестояние, 21 – 22 июня (по современному календарю) на Волотовке зажигали костер в честь Купалья. После принятия христианства на праздник Купалья наложился день рождения Крестителя Божьего – Иоанна, и до этого времени католики отмечают 24 июня Иванов, или Янов, день. Значит, и название озера не случайно!
Между прочим, в центре известного всем Стоунхенджа также выложена П-подобная фигура, только там она ориентирована на северо-восток, на точку восхода солнца. Левков пишет: "Для жителей Англии было важно установить приход самого длинного дня. В нашем же случае требовалось установить время наступления ночи, что и вынудило развернуть главное строение на запад. Правда, не исключено, что и здесь наблюдали солнце в этот день. Для этого могли использовать другую конструкцию, которую удалось найти поздней среди нагромождения валунов с юго-западной стороны. Композиция, даже имела такую же П-подобную форму, но была втрое меньше. В ее центре находился островерхий полутораметровый валун. Если визировать с его верха на вершину такого же по очертаниям самого большого камня в большом "П", то получается направление на заход солнца.


Увидеть, мы увидели мало чего – трава была по пояс (мне по шею =(, видно каши мало ела) но занимательно обсудили древнюю астрологию. Кто-то довел одного из нашей группы до нервного тика (я видела, я старалась). И перекидываясь шутками, мы поползли обратно.


Следующим пунктом были Ушачи.


О древнем прошлом Ушачского края свидетельствуют стоянки каменного века в деревнях Путилковичи и Словени. Ушаччина уникальна своими памятниками древней истории. В районе насчитывается более 40 курганных могильников, 1524 кургана. В IX веке территория края вошла в состав Полоцкого княжества. Через Ушаччину, вдоль реки Ушача до Путилковичей, пролегал древний путь из Полоцка в Минск.
Среди наиболее посещаемых достопримечательностей города: костел св. Лаврентия (конец XVIII века). Костел святого Лаврентия был освящен в честь Святого Иеронима. Само строение было возведено в 1787 году. Архитектурное решение постройки выполнено в стиле барокко. Костел имел две башни, на которых располагались колокола и часы.
Внутреннее убранство храма составляли семь алтарей и орган. Двухэтажное здание монастыря построили в тоже время, что и костел. Оно было сделано из кирпича. На первом этаже монастыря находилась квартира игу-мена, трапезная и две одноместные кельи. На втором этаже монастыря — семь одноместных келий. Во дворе здания находилась больница.
Но поселок, который представлял интерес для одного, никак не всколыхнул сознание остальных.

Мы посидели на берегу речки


и наобум отправились в деревню Ореховна.
Деревня Ореховно. Находится деревня в Ушачском районе, Витебской области. Бывшее ВКЛ, сегодня — Республика Беларусь.
Деревня находится на месте, где когда-то проходил гостинец (большая дорога) из Лепеля в Полоцк. Может, именно на месте сегодняшней деревни рос орешник, от которого и пошло название деревни.
Деревня в летописи попала в 1583 году. В этом же году великий князь Стефан Баторий проезжал через эти места, и к нему на прием попросился шляхтич Рогоза, которому в то время и принадлежало Ореховно. Шляхтич Рогоза просил князя подтвердить привелеи на Ореховно, что Стефан Баторий и сделал, сказав: знаю я вас Рогозов как хороших борцов, как патриотов отечества своего.
У шляхтичей Рогозов подрастала дочь Марьяна. После ее свадьбы со шляхтичем Корсаком, Ореховно стало принадлежать роду Корсаков.
После шляхтичей Корсаков управляли Ореховно шляхтичи Сушинские.
В 1642 году Ореховно приобретает шляхтич Тадеуш Селява, родственник знаменитого униатского церковного деятеля Антона Селявы.
Далее Ореховно перешло к роду Рыпинских, а уже в 1745 году Ореховно было продано Антону Грабницкому и его жене. И вот с 1745 года и до прихода большевиков Ореховно принадлежало Грабницким. У Антона Грабницкого было 2 сына — Станислав и Николай. Станислав получил Оболь, а Николаю досталось Ореховно. Николай Грабницкий начал строительство дворца в Ореховно. Дворец они построили где-то в середине 18 века в стиле позднего классицизма. Это дворец  сохранился до сегодняшнего дня. В нем была когда-то школа, но после того, как школу перевели в другое место, дворец со временем стал разрушаться.
В некоторых комнатах пол был дубовый, а в некоторых лежал паркет с красивыми рисунками. У Грабницких была очень хорошая библиотека. Возле дворца была часовня, где собирались на молитву паны Грабницкие. Также была темная комната. Когда на улице была буря, то все, кто был во дворце, собирались в этой комнате, зажигали свечку и молились Богу.
Дворец стоит на берегу озера, которое называется Ореховно. Вокруг дворца был прекрасный большой парк.
В 1819 году Николай Грабницкий основал униатскую церковь Параскевы Пятницы. Когда в Беларуси российскими царскими властями униатство было запрещено, то церковь стала православной. А с приходом большевиков в церкви сделали колхозный склад. Церковь Параскевы Пятницы в деревне была открыта только в 1993 году. Церковь открыта и сегодня.
У Николая Грабницкого был один сын — Отан Грабницкий, который принимал участие в восстании 1863 года.
В имении Грабницких работала полотняная фабрика, паровая мельница, была пивоварня, кузня, был конезавод. На сегодняшний день еще сохранились остатки построек Грабницких.

Имение произвело на нас неизгладимое впечатление, однако, изрядно приправленное привкусом печали и тлена прекраснейшего образца архитектурной истории.
Домой мы вернулись к полуночи, уставшие и, надеюсь, довольные.
В виду занятости представителей нашей маленькой авторитарной секты, наши поездки продолжаться только в августе. 
А пока готовимся и копим силы.